Преднапряженные паркинги: меньше колонн — больше машино-мест

С ростом количества автомобилей в нашей стране все острее встает вопрос о строительстве паркингов, в том числе подземных. К этим сооружениям предъявляются высокие требования по вместимости, пожаро- и сейсмобезопасности, долговечности и экономичности. Все эти задачи можно решить, применяя прогрессивные современные строительные технологии. Одна из них — использование предварительно напряженных железобетонных конструкций.

 

О дной из ведущих российских компаний,специализирующихся на разработке, изготовлении и совершенствовании технологий для преднапряженных монолитных железобетонных конструкций, является Современные технологии строительства («СТС»).

Предприятие создано в 1994 году группой преподавателей и научных сотрудников МВТУ. В настоящее время оно стало крупным научно-исследовательским, производственным,инжиниринговым и строительно-монтажным объединением, коллективу которого о технологиях преднапряжения и о нюансах проектирования подобных объектов известно все.

Если рассказывать о сути метода, то, на первый взгляд, она достаточно проста. Принцип предварительно напряженного железобетона состоит в исключении растягивающих напряжений в бетоне за счет расположения в этих местах напрягаемых арматурных канатов. Места расположения и их количество определяет проектировщик.

Высокие прочностные характеристики арматурных канатов позволяют создать большие сжимающие напряжения в конструкции, что в свою очередь приводит к уменьшению количества бетона и периодической арматуры в конструкции сооружения. При возведении паркингов применяется несколько способов организации предварительно напряженной конструкции.

Без сцепления с бетоном: канаты в пластиковой оболочке укладываются вместе с арматурой. Процесс натяжения осуществляется после омоноличивания и набора бетоном достаточной прочности.

Со сцеплением: вместе с арматурой в опалубку укладываются стальные каналообразователи, в которые, после омоноличивания, будут смонтированы пучки высокопрочных канатов без пластиковой оболочки. После натяжения канатов происходит процедура инъектирования раствора в каналообразователь. Затем канаты отпускаются и натяжение передается на конструкцию. При этом принципы применения технологии преднапряжения на наземных и подземных сооружениях практически не отличаются друг от друга.

Основой преднапряженных конструкцией следует считать стабилизированные высокопрочные семипроволочные канаты, надежное оборудование для натяжения (в том числе инъектирования) и качественные анкерные системы. В этих составляющих и кроется весь секрет создания надежных конструкций.

ООО «СТС» разрабатывает и поставляет анкерные системы, специальное гидравлическое оборудование для выполнения работ по натяжению высокопрочных канатов, а также все необходимые сопутствующие материалы, такие как каналообразователи, полумуфты и пр.

Специалисты компании систематизировали полную гамму этой продукции для преднапряжения монолитного железобетона пучками из высокопрочных канатов от 1 до 55 прядей (усилием от 30 до 1500 т). Согласование, испытания и получение необхо- димых сертификатов проведено в специализированных проектных и научных институтах «Союздопроект», «Гипротранмост», ЦНИИС, НИИЖБ, «Росдорнии», «Союздорнии», «Росстандарт», «Ростест», «Моссертификация», «Ростехнадзор».

Изготовление и контроль качества металлоизделий производится на специализированных предприятиях, имеющих сертификат соответствия стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Разработаны технологические регламенты на все возможные схемы монтажа анкерных систем и применения оборудования.

 

В качестве главного элемента для закрепления высокопрочного каната предлагается анкер клиновой дисковый тип АКД-1. Для возможности установки в тонкостенных перекрытиях (до 140 мм) его опорная плита имеет прямоугольную форму. Также в балках применяются варианты анкеров АКД-4 и АКС-7 (на 4 и на 7 канатов соответственно).

При применении анкерных систем в балках используется метод преднапряжения со сцеплением с бетоном.

Применение пустотообразователя при монтаже анкера в опалубке позволяет образовать на торце конструкции технологическую нишу. После натяжения и обрезки каната на анкер устанавливается пластмассовая крышка, заполненная защитной смазкой, после чего пространство ниши заполняется бетоном.

Экономический эффект от применения преднапряженных конструкций давно оценен по достоинству во всем мире. Опыт проектирования и строительства паркингов, подземных этажей торговых и бизнес центров позволяет выделить основные достоинства технологии для этих видов сооружений. Прежде всего, снимаются ограничения по максимально возможному шагу несущих колонн.

Проектировщики, предлагая преднапряженный монолитный железобетон, принципиально меняют концепцию зданий и сооружений — с шагом расположения колонн до 18–24 м и консолей до 10 м. Для подземных парковок это означает:

  • увеличение количества машино-мест на 10–15% по сравнению с классическими схемами расстановки машин;
  • увеличение полезной площади;
  • снижение стоимости машино-места.

Конструкции, сооруженные с использованием технологии преднапряжения, отличаются легкостью и изяществом архитектурных решений. Проектировщики получают возможность реализовывать практически любые решения без риска существенного увеличения стоимости объекта. Технология преднапряжения позволяет:

  • уменьшить стоимость возведения паркинга за счет снижения расходов материалов (арматуры, бетона) на 15–25% по сравнению с классическими схемами организации пространства;
  • наиболее оптимально использовать площади, отдавать предпочтения открытой планировке.

Максимальный эффект от преднапряжения достигается в конструкциях с пролетами более 9 м и полезными нагрузками от 400 кг/м 2.

К таким конструкциям, помимо перекрытий паркингов, относятся:

  • здания без несущих стен;
  • железобетонные несущие ядра многоэтажных зданий;
  • ригели перекрытий;
  • промышленные полы;
  • несущие колонны с повышенной гибкостью;
  • каркасы зданий в сейсмических районах;
  • оболочки перекрытий спортивных и развлекательных комплексов;
  • фундаменты;
  • взлетно-посадочные и рулежные полосы аэродромов.

Компания «СТС» успешно работает на рынке строительных и проектных услуг. Использование собственного оборудования, высокий профессионализм, индивидуальный подход к заказчику дают ей несомненные конкурентные преимущества.

Среди последних объектов компании — поставка оборудования и консультации при строительстве подземного паркинга в торгово-развлекательном центре «Охта Молл» (Санкт-Петербург).

Использование технологий «СТС» при строительстве паркингов способно повысить рентабельность даже самого сложного объекта.